Композиция с латыни означает «составлять, сочинять». Компоновка – составлять целое из частей.
В творческом понимании «композиция» - это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке – это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.
Композиции бывают станковые, декоративные, монументально-декоративные, объемно-пространственные. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально-декоративным – мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы и др. К театрально-декоративным – эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно-пространственным – архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно-скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства – дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и др. Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое. «Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины» =)
При работе над композицией в учебном рисунке необходимо:
1. Определить задачи и цели (смысловое содержание учебной постановки)
2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения
3. Определить масштаб и характер предмета (предметов) и правильно расположить лист бумаги (вертикально или горизонтально)
4. Разместить и уравновесить предметы на листе бумаги
5. Определить центр композиции
6. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передачи характера.
7. Выявить объем предметов посредством светотени
8. Обобщить и завершить работу над композицией
Несколько книг, которые рекомендую о композиции:
· «Основы учебного академического рисунка» Николая Геннадьевича Ли (про композицию там отведена только статья, но книгу рекомендуют как пособие для абитуриентов и студентов, допущено Министерством образования РФ)
· Книга О.Л. Голубева «Основы композиции» Рекомендую
Больше что-то в голову ничего не приходит =)
Вот еще несколько статей о композиции:
Ну это и все) Желаю удачи в освоении композиции
Используемая литература:
Николай Ли "Основы учебного академического рисунка"
|